понедельник, 16 января 2012
Статья из экономического обозревателя Dagens Næringsliv 12.12.2011
Мортен Харпер.
(дополнена ссылками на картинки)

Сколько раз она пыталась меня соблазнить! Cколько образов она успела сменить за эту осень! Вот она
в узких джинсах рисует графитти, вот она, мой крепкий и верный друг, невозмутимо
смотрит буре в лицо, вот она в образе искательницы приключений,
затянутая в стимпанк-корсет. В этот раз она
выходит ко мне в облегающем топе и брюках: в глазах страсть, на губах вызывающая улыбка, обе руки сложены в жесте дьявола.
Неми - это роковая красотка от норвежской индустрии комиксов. И в то же время, это один из самых разносторонних персонажей и персонаж с самыми непоколебимыми взглядами. В декабре журнал "Неми" празднует юбилей: декабрьский выпуск - сотый по счету.
С самого первого выпуска журнала создательница Неми, Лизе Мюре, положила начало "пин-апным" картинкам Неми на обложке. Тогда, в далеком 2003,
Неми летела верхом на драконе. Журнал с комиксами о Неми занимает второе по популярности место после комикса "Пондус" и в свое время Неми была одним из первых комиксов, у которого появился свой отдельный журнал.
читать дальшеПерсонаж стал эталоном для такого огромного количества девочек, что издание, посвященное комиксам, "Bild & Bubbla" несколько лет тому назад опубликовало объемистую статью о новой форме феминизма - "неминизме". Феминизм от Неми описывался как этакое аполитичное движение в духе "girl power". Неми вдохновляет не только своим отношением к жизни и уважением к себе. Успех комикса зажег в некоторых девушках желание рисовать свои собственные стрипы. Я сам был свидетелем того, что десяти и одиннадцатилетние фанатки Неми рисовали собственные версии историй о ней на курсах рисования комиксов и в школе.
В то время как Неми подает пример девочкам, мальчики видят в ней объект вожделения, если верить опросам среди читателей. Издательство утверждает, что среди читательской массы в равной степени представлены оба пола. Читатели "Неми" - самая разношерстная группа читателей по сравнению с другими журналами комиксов, которые печатает издательство "Эгмонт". Журнал читают дети, подростки, молодежь, и даже те, кому за тридцать.
Продажи, тем не менее, упали с 40 000 экземпляров в 2003 году до 18 000 в 2011. Это намного меньше, чем продажи "Пондуса" (87 000), но больше чем продажи других норвежских комиксов, больше даже чем у известного во всем мире комикса "Beetle Bailey".
Спад продаж прежде всего обусловлен общим спадом на рынке комиксов. Двукратное снижение продаж может также указывать на то, что Неми потеряла свою изюминку. В то же время, арсенал масс-медия, по которым распространяется Неми, расширился. В 2003 году стрипы публиковались в двадцати пяти газетах, а к 2011 Неми стала появляться в ста пятидесяти средствах массовой информации. Комикс наиболее популярен в Северных странах, но он также издается в книжном формате в Англии, Германии и Франции.
Неми впервые появилась в журнале "Безумный мир Ларсена" в 1997. Тогда комикс назывался "Темная сторона" (или "Темная страница", прим. перев.). Основной темой комикса было добродушное подтрунивание над готической субкультурой. Неми как персонаж постепенно стала выделяться как главный герой, и в 1999 комикс сменил имя.
За все эти годы Лизе Мюре удалось приблизить Неми к мейнстриму - и при этом не потерять ни свойственных Неми черт характера, ни привязки к готической субкультуре, из которой она родом. Неми - бесспорно, главный персонаж в комиксе. Ее успех можно объяснить сочетанием на первый взгляд несочетаемых особенностей. С одной стороны, Неми многосторонняя девушка, а с другой - ей присущи особые узнаваемые черты. С одной стороны она дерзка и сексуальна, а с другой - смазлива и ранима. Она бежит от политики, как от огня - и в то же время занимает четкую гражданскую позицию в вопросах, касающихся защиты животных. Неми постоянно критикует все на свете и верит в собственную непогрешимость - и в то же время, она неуклюжа и частенько попадает в глупые ситуации. Складывается впечателение, что Неми не чувствует никаких ограничений общества или просто плюет на них с большой колокольни, она делает, что хочет и говорит то, что думает.
В 2003 году, когда журнал только появился, у Неми не было постоянного партнера. Одной из главных тем комикса были беззаботные вечеринки и случайные связи. Эти темы раскрыта и в самом последнем издании книги о Неми, "Опасные воды" (Farlig farvann), в которую включены стрипы с 2005 года. Теперь же у Неми появился партнер. Да, она по прежнему живет беззаботной жизнью и старается избегать мыслей о карьере и детях, но серия комиксов стала менее агрессивной по тону. Мюре отрицала и отрицает автобиографический аспект серии, но тот факт, что Неми повзрослела вместе с художницей и читателями, трудно не отметить.
У Мюре отличный "нюх" на ситуации, в которых каждый читатель может узнать себя. И в то же время, комиксы о Неми в своей массе статичны и представляют собой пересказ какого-нибудь забавного случая или диалога. В них не хватает дополнительного сдвига перспективы, свойственного по настоящему хорошим юмористическим стрипам. Комиксы о Неми также изобилуют повторами, и эта черта становится особенно очевидной при прочтении последней книги. Что придает комиксам драйва - так это личное обаяние главной героини. Простой стиль рисунка и преувеличенные гримасы Неми - вот что аппелирует к читателю.
Сотый журнал "Неми" - замечательное юбилейное издание. В него включено интервью с самой Неми, первые серии Лизы Мюре, а также абсурдное поздравление от художника комиксов Ларса Лаувика, в его серии "Wildlife".
В этом журнале уживается сразу несколько жанров: комедия, приключения, ужастики и драма. В нем смешались стрипы, новеллы и более пространные фельетоны.
Чудесным образом, цинично-ироничный фотомонтаж Яна Стенмарка (Jan Stenmark) сочетаются с наивной и романтичной живописью Астрид Хансен (Astrid Hansen).
Но самый важный подарок на день рождения - это журнал в журнале: небольшая книжечка с первой частью американского романа-комикса "Призрак Ани". Главная героиня напоминает закомплексованную Неми в детстве. Аня - темноволосая, неуверенная в себе девочка-аутсайдер из русской эмигрантской семьи. Этот элегантно нарисованный комикс для детской и юношеской аудитории повествует о том, как трудно вписаться в общество и разобраться в самой себе.
С нетерпением жду сто первого номера - скорее не из-за Неми, а из-за маленькой Ани.
"Сырники" в комиксах про Аню и мальчик Дима просто убили )))